homeENGRUS

DEPARTMENT 11
FRICTIONAL MATERIALS SCIENCE

PROJECTS PROPOSED FOR JOINT DEVELOPMENT
Development of ecologically safe frictional materials and organization of their production in mechanical engineering

Frictional materials are a broad class of materials intended for manufacture of brake units, clutch linings, frictional inserts, dampers and clutches used in vehicles, rolling stock, aircraft construction, engineering facilities of oil and gas producing enterprises, railways, transport systems, technological equipment and numerous other machines and mechanisms. Their purpose is to absorb or dissipate the kinetic energy. The efficiency of FM depends on their capability of dissipating energy. Within a more than 80-years period of evolution of frictional materials science, asbestos was a primary filling agent for the frictional polymer compositions and some types of sintered frictional materials. Numerous investigations have proved that the fibrous particles incorporated in asbestos are biologically active substances with expressed carcinogenic effect. By the decision of the General Assembly of UNO asbestos was related utterly hazardous for human health.

In spite of strict measures undertaken by the European Community, there were almost no limitations in CIS on the use of asbestos. There exists, however, State Standard R 50507-98 Frictional brake products. General technical information, which regulates application of frictional materials in vehicles. Finally, asbestos was prohibited for usage in 2001. In this connection, to raise competitiveness and vistas for export there arose a necessity in the development and production of a new class of engineering materials, i.e. asbestos-free frictional composites meeting the requirements on technical and ecological safety.

The aim of the project is to elaborate scientific foundations for ecologically friendly frictional materials with the polymer matrix and products on their base. This includes the creation and assimilation of their production technology, development and adoption of the quality control system and means in industry.

Annual output of frictional products in the world market is estimated in a few billion USD. The market shows a firm tendency to growing consumption of the frictional materials based on organic (polymer) binders. It should be noted that substitution of asbestos fillers in such materials is connected with certain problems, where the economic aspect of transfer to asbestos-free components is of paramount importance. Asbestos costs 35 50 times less than its substitute kevlar. Besides, the efficiency of asbestos-free frictional materials is composed of high strength and frictional characteristics, thermophysical and energy bearing parameters.

The demand of home market for frictional products with organic coatings (except for the retail volume of automobile spares) is satisfied via imported goods, which accounts to, according to our estimates, above 30 million USD (99.9% of the market volume). This is why, organizing of a specialized enterprise for production of frictional components in Belarus is highly expedient, providing the products will be competitive. Moreover, such enterprises will have vast space for expansion.

The research carried out at our Institute has solved a number of urgent in tribology and materials science problems. Based on investigation results we have worked out the principles of creating a new class of composites, i.e. asbestos-free frictional materials with the polymer matrix (APFM) along with the novel methods, production techniques and formulations of wear-resistant different-purpose APFM for operation in conditions of dry friction and in oil. The compositions and production methods of APFM have been developed for the friction joints of process equipment used in steel wire and cord manufacture. These materials show elevated resistance to hostile media, stable friction coefficient and wear resistance. A series of APFM of different grades has been developed for the brakes and transmissions of wheel tractors. These materials are superior in the efficiency and durability to the asbestos-containing precursors. The new elastic frictional materials intended for operation in oil (TS BY 400084698.074-2000) have shown perfect results in bench and life tests. Among them are the materials for clutch lining (TS BY 400084698.137-2003), disc brake (TS BY 03535279.075-2000) and friction washer (TS BY 03535279.031-98). The materials and their products have been adopted at Production Amalgamation Minsk Tractor Plant (MTZ) for operation in friction joints of mainline diesel locomotive of 2TE10U series (TS 17.014-99), motorcycle and mocking at JS Motovelo (Motor and Bicycle Works, TS BY 4000.84698.136-2003). APFM developed for new multidisc oil-cooled brake designs for operation in heavy trucks BelAZ ensure stable friction torque in oil medium (TS BY 400084698.111-01). Production organization of new oil-cooled brakes is underway at PA BelAZ.

Parameter
Materials for brakes
Materials for clutch lining
Dry friction
Friction in oil
Dry friction
Friction in oil
Density, 10-3, kg/cm3
2.20-2.46
1.86-2.13
1.86-2.09
1.71-1.82
Friction coefficient
0.45-0.63
0.11-0.16
0.53-0.66
0.10-0.14
Wear rate:
-Dry friction, Ih, 10-8
(P=1.0 P; V=2.0 m/s)
- Friction in oil
(P=0.6-2.5 P; V=0.3-25.0 m/s)


3.1-5.0




0.01 mm in 20 h

0.68-3.74


0.002 m
Thermal resistance, K
673
543
623
573


It is scheduled to solve a priority problem during the project in the tribological materials science, namely to develop scientific bases for designing APFM, which is interrelated with a complex of tasks in physical chemistry, engineering mechanics and heat dynamics of friction.
Investigation results in different problems are presented in numerous papers (above 100).

Formulations of the materials have got patents. Joint investigations on the development of special materials for the rolling stock and heat problems for friction joints are fulfilled by the Rostov State University of Communications under the supervision of Academician of RAS, Prof. Kolesnikov V.I.

Accomplishment of a part of the project presupposing the creation of a flexible line that realizes closed cycle scheme of production requires 200-960 ths USD depending on the presence of infrastructure and range of manufactured goods.

For contacts:
E-mail: sergienko_vp@mail.ru, mpri@mail.ru
Phone: +375 (232) 77 35 75; 55 10 04; mob. +375(29) 677 35 74
Fax: +375 (232) 77 52 11

Copyright 2005-2009 V.A. Belyi Metal-Polymer Research Institute National Academy of Sciences of Belarus
32A Kirov Street, 246050 Gomel, Belarus Phone. +375-232-775-212; Fax. +375-232-775-211; e-mail: mpri@mail.ru

Design mpri@mail.ru

homeRUSENG

ОТДЕЛ 11 "ФРИКЦИОННОЕ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ"

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ К РАЗРАБОТКЕ СОВМЕСТНЫЕ КОММЕРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

Разработка экологически безопасных фрикционных материалов и организация промышленного производства изделий из них для машиностроения

Фрикционные материалы - это широкий класс материалов, предназначенный для изготовления тормозных элементов накладок муфт сцепления, фрикционных вкладышей и демпферов, применяемых в мобильных машинах, подвижном составе, самолетостроении, в технических обустройствах нефтегазодобывающих комплексов, железных дорог, транспортных систем и технологическом оборудовании для передачи или рассеивания кинетической энергии. В качестве основного наполнителя для фрикционных полимерных композиций и некоторых типов спеченных фрикционных материалов за весь более чем 80-летний период развития фрикционного материаловедения использовался асбест. Однако многочисленными исследованиями было установлено, что волокнистые частицы асбеста, являются биологически активными веществами с выраженным канцерогенным действием. На основании решений Генеральной Ассамблеи ООН асбест был внесен в список веществ особо опасных для здоровья человека.

Несмотря на столь серьезные меры, применяемые мировым сообществом, в странах СНГ никаких ограничений на использование асбеста нет, хотя СТБ ГОСТ Р 50507-98 "Изделия фрикционные тормозные. Общие технические сведения", регламентирующем использование фрикционных материалов в мобильных машинах, асбест запрещен к применению с 2001 г. Таким образом, для повышения конкурентоспособности и обеспечения возможности экспорта продукции отечественного машиностроения, в первую очередь, автотракторной техники, возникла необходимость в разработке и постановке на производство нового класса материалов - безасбестовых фрикционных композитов, отвечающих принятым в странах-импортерах нормам технической и экологической безопасности.

Целью проекта является разработка научных основ создания экологически чистых фрикционных материалов на полимерной матрице и изделий из них; освоение технологии промышленного производства; разработка и внедрение в производство системы и технических средств контроля качества материалов и фрикционных изделий.

Годовой объем мирового рынка фрикционных изделий, по оценкам экспертов, оценивается в денежном выражении суммой в несколько миллиардов долларов США. На этом рынке сохраняется устойчивая тенденция к использованию фрикционных материалов на органических (полимерных) связующих. Наряду с технической сложностью замены асбестового наполнителя во фрикционных материалах, важным является и экономический аспект перехода на безасбестовые фрикционные изделия. Например, асбест стоит в 35-50 раз меньше, чем его заменитель - кевлар. Эффективное применение безасбестовых фрикционных материалов обеспечивается исключительными свойствами таких материалов, включая прочностные, фрикционные характеристики, теплофизические свойства, энергонагруженность фрикционных узлов.

Потребности белорусского рынка изделий фрикционного назначения с органическим покрытием без учета объемов розничной торговли запасными частями для легковых автомобилей, удовлетворяются в настоящее время за счет импорта, составляющего, по нашим оценкам, более 30 млн. долларов США (99,9% объема рынка). Как видно из этих цифр, создание в Беларуси специализированного предприятия по производству фрикционных изделий, при условии конкурентоспособности его продукции, является экономически целесообразным. Такое предприятие будет иметь существенное пространство рынка для экспансии.

В ИММС НАНБ выполнены исследования, позволившие решить ряд актуальных для трибологии и машиностроения материаловедческих задач, на базе которых разработаны принципы создания нового класса композитов - безасбестовых фрикционных материалов с полимерной матрицей (ПБФМ). Предложены новые методы, технологии получения и рецептуры износостойких ПБФМ различного функционального назначения, предназначенных для работы как в узлах сухого трения, так и в масле. Для узлов трения технологического оборудования, применяемого в сталепроволочном и кордном производстве, разработаны составы и способы получения ПБФМ, обладающих повышенной стабильностью коэффициента трения, устойчивостью к действию агрессивных сред и высокой износостойкостью. Для тормозов и передаточных устройств колесных тракторов разработан ряд марок ПБФМ, которые по эффективности и долговечности превосходят асбосодержащие материалы. Получены положительные результаты стендовых и ресурсных испытаний эластичных фрикционных материалов, предназначенных для работы в среде масла (ТУ РБ 400084698.074-2000), накладок муфт сцепления (ТУ РБ 400084698.137-2003), дисковых тормозов (ТУ РБ 03535279.075-2000) и фрикционных шайб (ТУ РБ 03535279.031-98). Созданные материалы и изделия из них рекомендованы к серийному внедрению на РУП "МТЗ", в узлы трения магистральных тепловозов серии 2ТЭ10У (ТУ БЧ 17.014-99), в конструкции мотоциклов и мокингов на ОАО "Мотовело" (ТУ РБ 4000.84698.136-2003). Для новой конструкции многодисковых маслоохлаждаемых тормозов большегрузных самосвалов "БелАЗ" разработаны ПБФМ, обеспечивающие стабильный момент трения в масляной среде (ТУ РБ 400084698.111-01). В настоящее время ведется подготовка производства многодисковых маслоохлаждаемых тормозов на РУПП "БелАЗ".

Показатель
Материалы для тормозов
Материалы для муфт сцепления
сухое трение
трение в среде масла
сухое трение
трение в среде масла
Плотность, г/см3
2,20-2,46
1,86-2,13
1,86-2,09
1,71-1,82
Коэффициент трения
0,45-0,63
0,11-0,16
0,53-0,66
0,10-0,14
Интенсивность изнашивания:
- сухое трение, Ih, 10-8
(P=1,0 МПа; V=2,0 м/с)
- трение в среде масла
(P=0,6-2,5 МПа; V=0,3-25,0 м/с)

3,1-5,0




0,01 мм/20ч
(при стационарном режиме трения)

0,68-3,74




0,002 мкм
за одно включение
Длительная термостойкость, К
673
543
623
573


При выполнении проекта предполагается решить приоритетную проблему трибоматериаловедения - разработать научные основы проектирования ПБФМ, включающие решение с позиций материаловедения комплекса взаимосвязанных задач физической химии, технологической механики и тепловой динамики трения.

Результаты работы по различным аспектам проблемы отражены более чем в 100 публикациях. Составы материалов защищены патентами. Совместные исследования по созданию специальных материалов для подвижного состава и тепловым расчетам узлов трения выполняются с Ростовским государственным университетом путей сообщения под руководством академика РАН, профессора Колесникова В.И.

Для реализации проекта в части создания гибкого производства, реализующего схему замкнутого цикла изготовления изделий, потребуется от 200 до 960 тыс. долларов США. Объем инвестиций зависит от наличия соответствующей инфраструктуры и номенклатуры выпускаемых материалов и изделий.


Для контактов:

E-mail: sergienko_vp@mail.ru, mpri@mail.ru
телефон: +375 (232) 77-35-75
факс: +375 (232) 77-52-11



Copyright © 2005-2009 Институт механики металлополимерных систем им. В.А. Белого НАН Б
Адрес: Республика Беларусь, 246000, г. Гомель, ул. Кирова 32а. тел. +375-232-775-212; факс. +375-232-775-211; e-mail: mpri@mail.ru

Разработка mpri@mail.ru